Вторник, 30.04.2024, 00:36
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт Смирновой Татьяны Александровны

Наша школа
Эл. журнал
Наш опрос
Вы нашли на сайте полезную информацию?
Всего ответов: 14
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Правописание возвратных глаголов. 4 класс
[ Скачать с сервера (604.8 Kb) ]03.09.2019, 22:21

Конспект урока русского языка.

Тема: Правописание возвратных глаголов.

Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить с правилом пра­вописания -тся и -ться в возвратных глаголах.

Формируемые УУД:

познавательные — самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; поиск и выделение необхо­димой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство;

коммуникативные — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматически­ми и синтаксическими нормами родного языка;

регулятивные — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с за­данным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения мате­риала;

личностные — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;

Предметные:

  • способность контролировать свои действия;
  • познакомить детей с особенностями возвратных глаголов.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, плакат «Правописание возвратных глаголов», тетради, учебник «Русский язык», рабочая тетрадь на печатной основе, карточки с дополнительными заданиями, оценочная карта.

Ход урока

I. Организационный момент (1 минута)

II. Проверка домашнего задания (5 минут)

— Откройте тетради. Прочитайте словосочетания, которые вы записали.

— От какого из выделенных глаголов можно образовать три формы времени? (Хвалиться)

— От какого глагола можно образовать только две формы времени? (Извиниться)

—Проверьте, правильно ли вы определили падеж имен существительных. (Слайд)

— Что вы заметили на слайде? (Показано как произносятся возвратные глаголы. Допущена ошибка в определении падежа.)

— Как вы записали возвратные глаголы? (с –ться, с мягким знаком перед -ся).

Т.е. возвратные глаголы пишутся не так, как произносятся?

— В какой форме употреблены возвратные глаголы в словосочетании? (В неопределенной)

— Ребята, посмотрите, все ли глаголы в неопределенной форме вы написали с мягким знаком перед -ся?

— Молодцы!

III. Самоопределение к деятельности (5 минут)

— Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. Грамоте учиться — всегда пригодится.

— Назовите возвратные глаголы. (Учиться, пригодится.)

Сравните их. Что вы заметили? (Учиться пишется с мягким знаком, а при­годится— без мягкого знака.)

— Как это можно объяснить? (Возвратные глаголы пишутся по-разному. Если глагол отвечает на вопрос что делать? (т.е. н.ф.) – пишется мягкий знак. Если глагол отвечает на вопрос что сделает? (т.е. 3 лицо) – мягкий знак не пишется).

— Сформулируйте тему урока. (Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах.)

Какую цель мы поставим на сегодняшний урок?

 

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 216 (с. 104). (3 минуты)

(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)

— На какой вопрос отвечает каждый глагол?

— В какой форме глагол оканчивается на –ться, а в какой на –тся?

— Сделайте вывод. (Глаголы в неопределенной форме оканчиваются на –ться, а в форме третьего лица – на –тся).

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— По каким двум признакам можно определить, какое букво­сочетание нужно писать в глаголе? (По вопросу и по форме: неопределенной или 3 лица).

У нас есть плакат-помощник и карточки, которые помогут запомнить правило.

Упр. 217 (с. 104). (5-7 минут) Коллективная работа

Прочитайте на карточке загадку. Назовите отгадку. (Коромысло.)

КОРОМЫСЛО – словарное слово, написание его нужно запомнить.

Что такое коромысло?

Составьте предложение по фото на слайде. (Бабушка несет ведра на коромысле.)

Запишите предложение. Выполните синтаксический разбор предложения. (Простое, распространенное, повествовательное, невосклицательное).

В этом предложении есть возвратные глаголы? (Нет. Показатель возвратного глагола суффикс –ся. Здесь его нет).

Вернемся к тексту упражнения 217. Прочитайте про себя еще раз. Назовите возвратные глаголы. (Купаться, купается, валяется). Объясните их написание. (Купаться – неопределенная форма глагола, отвечает на вопрос что делать?, пишется с мягким знаком перед – ся. Купаются – форма 3 лица, отвечает на вопрос что делают?, пишется без мягкого знака перед –ся.)

— Найдите имя существительное с выделенным буквосочета­нием. Сравните написание и произношение выделенных буквосочетаний в глаголах и в имени существительном. Что вы можете сказать? (В имени существительном написание и произношение совпадают, а в глаголах нет.)

Какой можно сделать вывод? (Правописание –тся и –ться в глаголах является орфограммой.)

— Проверьте себя. Прочитайте сведения о языке на с. 105.

— Выполните самостоятельно письменное задание к упражнению. Выполните разбор глагола повисли по составу. МАКСИМ с пояснением у доски.

VI. Физкультминутка (2 минуты)

Пришло время проверить себя на внимательность, а заодно размяться.

Я называю глаголы. Если назвала возвратный глагол – вы топаете, не возвратный – хлопаете. Если вам сложно определить – пожимаете плечами, но пожимать плечами можно только в крайнем случае.

Какой показатель возвратного глагола мы знаем? (суффикс –ся или –сь).

Вскарабкаться, примчаться, уйти, выскочить, смеяться, убирал, убирался, умывался, умывал, учится.

VII. Продолжение работы по теме урока

Вспомните глаголы, которые я называла. (Глаголы можно написать на откидной доске.) Какие из них соответствуют теме урока? Почему? (нужно не ошибиться в написании -тся)

Упр. 218 (с. 105). (5 минут)

Прочитайте глаголы в неопределённой форме. Назовите показатель неопределённой формы. (Суффикс -ть.)

Поэтому в возвратных глаголах неопределённой формы пе­ред -ся пишется мягкий знак.

— Назовите показатель глаголов 2-го лица единственного числа

(Окончание –ешь или -ишь.)

Поэтому в возвратных глаголах 2-го лица единственного числа перед -ся пишется мягкий знак.

— Назовите показатель глаголов 3-го лица. (Окончание –ет или -ит.)

Поэтому в возвратных глаголах 3-го лица единственного числа перед -ся не пишется мягкий знак.

— Выполните письменное задание к упражнению.

(Ученик работает на откидной доске. Проверка. Учащийся у доски объясняет написание глаголов. Самооценка.)

Работа в паре. (3-5 минут)

- Откройте рабочую тетрадь на печатной основе на с. 61, выполните упр. 139.

Самопроверка по слайду

Объясните выбор написания возвратных глаголов.

С. 60 упр. 137, 138, с. 61, упр. 140, (резерв)

VIII. Рефлексия (3-5 минут)

Работа по карточкам

Вставьте мягкий знак, где это необходимо.

Вставьте мягкий знак там, где это необходимо.

1) Слухами земля полнит..ся. 2) Упасть — не беда, беда — не под­няться. 3) Друзья познают..ся в беде. 4) Лучше оступит..ся, чем огово­рит..ся. 5) Как аукнет..ся, так и откликнет..ся.

Кол-во ошибок:

Взаимопроверка.

- Оцените свою работу на уроке. Заполните оценочную карточку.

Оценочная карточка _______________________________________

Фамилия, имя, отчество

1

Мне все понятно. У меня все получилось.

 

2

Я понял, как писать возвратные глаголы, но еще допускаю ошибки. (Укажи какие).

 

3

Я ничего не понял. У меня много ошибок. (Укажи какие).

 

IX. Подведение итогов урока

Итоговый вопрос

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Когда в глаголах пишется -ться, а когда —тся!

Домашнее задание

  1. Упр. 219 (с. 105), 2) упр. 220 (105), с. 104 выучить правило.

 

Список литературы

    1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Большой толковый словарь. Том 2. Е-Л https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/89730
    2. Интернет ресурсы: иллюстративный материал, шаблон к презентации.

 

Категория: Мои разработки | Добавил: mamec
Просмотров: 346 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024