ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Математика» для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования (с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться) и авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика. 1-4 классы».
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Реализация программы направлена на достижение следующих целей:
· Математическое развитие младших школьников.
· Освоение системы начальных математических знаний.
· Развитие интереса к математике, к умственной деятельности, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
· Привитие умений и качеств, необходимых человеку 21 века.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
· формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
· развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
· развитие пространственного воображения;
· развитие математической речи;
· формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
· формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
· развитие познавательных способностей;
· воспитание стремления к расширению математических знаний;
· формирование критичности мышления;
· развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Место курса «Математика» в учебном плане.
Курс «Математика» рассчитан на 540 ч. Во 2 классе – 136 часов (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом.
1. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика: Учебник: 2 класс: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.
2. CD. Математика. Электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 2 класс. Издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012.
3. Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.
4. Математика и конструирование. Конструирование. 2 класс. Волкова С.И., Пчелкина О.Л. – М.: Просвещение, 2013.
5. Математика. Проверочные работы. 2 класс / Волкова С.И. – М.: Просвещение, 2010.
6. Математика. Контрольные работы. 1-4 классы/ Волкова С.И. – М.: Просвещение, 2010.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
|
Наименование разделов и тем
|
Всего часов
|
1
|
Числа от 1 до 100. Нумерация.
|
15
|
2
|
Сложение и вычитание чисел от 1 до 100.
|
71
|
3
|
Умножение и деление чисел от 1 до 100.
|
24
|
4
|
Табличное умножение и деление.
|
13
|
5
|
Повторение.
|
7
|
6
|
Резервные уроки.
|
6
|
|
ИТОГО
|
136
|
Содержание программы (136 ч)
Числа от 1 до 100. Нумерация. (15 ч)
Новая счётная единица - десяток. Счёт десятками. Образование и название чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счёте. Сравнение чисел.
Единицы длины: см, дм, мм, м. Соотношение между ими.
Длина ломаной.
Периметр прямоугольника.
Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты.
Монеты (набор и размен).
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.
Решение задач в два действия на сложение и вычитание.
Сложение и вычитание чисел. (71 ч)
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Числовое выражение и его значение.
Порядок действий в выражениях, содержащих два действия (со скобками и без них).
Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений.
Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).
Проверка сложение и вычитания.
Выражения с одной переменной вида a+28, 43-c.
Уравнение. Решение уравнения.
Решение уравнения вида 12+x=12; 25-x=20; x-2=8 способом подбора.
Решение уравнений вида 58-x=27; x-36=23; x+38=70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Углы прямые и непрямые. Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника.
Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге.
Решение задач в 1-2 действия на сложение и вычитание.
Умножение и деление чисел. (24 ч)
Конкретный смысл и название действий умножения и деления. Знаки умножения и деления.
Название компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений.
Переместительное свойство умножения.
Взаимосвязь между компонентами и результатами каждого действия; их использование при рассмотрении умножения и деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3, 4.
Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих два-три действия (со скобками и без них).
Периметр прямоугольника (квадрата).
Решение задач в одно действие на умножение и деление.
Табличное умножение и деление. (13 ч)
Конкретный смысл и название действий умножения и деления. Знаки умножения и деления.
Таблица умножения и деления на 2, 3.
Решение задач на умножение и деление, иллюстрирование задач.
Повторение. (7ч)
Резервные уроки. (6 ч)
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения во 2 классе ученик научится:
называть:
· натуральные числа от 20 до 100 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;
· число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
единицы длины, площади;
· одну или несколько долей данного числа и числа по его доле;
· компоненты арифметических действий (слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, множитель, произведение, делимое, делитель, частное);
· геометрическую фигуру ( многоугольник, угол, прямоугольник, квадрат, окружность);
сравнивать:
· числа в пределах 100;
· числа в кратном отношении ( во сколько раз одно число больше или меньше другого);
· длины отрезков;
различать:
· отношения «больше в ….» и « больше на ….», « меньше в …», «меньше на ..»
· компоненты арифметических действий;
· числовое выражение и его значение;
· российские монеты, купюры разных достоинств;
· прямые и непрямые углы;
· периметр и площадь прямоугольника;
· окружность и круг;
читать:
· числа в пределах 100, записанные цифрами;
· записи вида: 5*2=10, 12: 4=3;
воспроизводить:
· результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;
· соотношения между единицами длины: 1м= 100 см, 1м=10дм;
приводить примеры:
· однозначных и двухзначных чисел;
· числовых выражений;
моделировать:
· десятичный состав двузначного числа;
· алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел;
· ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка;
распознавать:
· геометрические фигуры (многоугольники, окружность, прямоугольник, угол);
упорядочивать:
· числа в пределах 100 в порядке увеличения или уменьшения;
характеризовать:
· числовое выражение ( название, как составлено);
· многоугольник ( название, число углов, сторон, вершин);
анализировать:
· текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;
· готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;
классифицировать:
· углы ( прямые, непрямые);
· числа в пределах 100 (однозначные, двузначные);
конструировать:
· тексты несложных арифметических задач;
· алгоритм решения составной арифметической задачи;
контролировать:
· свою деятельность (находить и исправлять ошибки);
оценивать:
· готовое решение учебной задачи (верно, неверно);
решать учебные и практические задачи:
· записывать цифрами двузначные числа;
· решать составные арифметические задачи в два действия в различных комбинациях;
· вычислять сумму и разность чисел в пределах 100, используя изученные устные и письменные приемы вычислений;
· вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
· строить окружность с помощью циркуля;
· выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи.
К концу обучения во 2 классе ученик получит возможность научиться
формулировать:
· свойства умножения и деления;
· определения прямоугольника (квадрата);
· свойства прямоугольника (квадрата);
называть:
· вершины и стороны угла, обозначенные латинскими буквами;
· элементы многоугольника ( вершины, стороны, углы);
· центр и радиус окружности;
· координаты точек, отмеченные на числовом луче;
читать:
· обозначение луча, угла, многоугольника;
различать:
· луч и отрезок;
характеризовать:
· расположение чисел на числовом луче;
· взаимное расположение фигур на плоскости (пересекаются, не пересекаются, имеют общую точку);
решать учебные и практические задачи:
· выбирать единицу длину при выполнении измерений;
· обосновать выбор арифметических действий для решения задач;
· указывать на рисунке все оси симметрии с помощью линейки или от руки;
· указывать на рисунке все оси симметрии прямоугольника (квадрата);
· изображать на бумаге многоугольник с помощью линейки или от руки;
· составлять несложные числовые выражения;
· выполнять несложные устные вычисления в пределах 100.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения предмета.
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты освоения предмета.
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты освоения предмета.
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по математике должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
Система оценки достижений планируемых результатов изучения математики предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется методом сложения, при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по математике. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающую успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Текущий контроль по математике осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или арифметического диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по математике проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, измерение величин и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.
В конце года проводится итоговая комплексная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по математике во втором классе: способность решать учебно-практические и учебно – познавательные задачи, сформированность обобщенных способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.
Виды контрольно-измерительных материалов
№ урока
|
Вид работы
|
По теме
|
1 четверть
|
2
|
Тест № 1
|
Табличное сложение и вычитание
|
8
|
Стартовая диагностика
Контрольная работа
|
Вводная
|
9
|
Математический диктант № 1
|
Повторение
|
13
|
Математический диктант № 2
|
Нумерация чисел от 1 до 100
|
14
|
Контрольная работа № 1
|
Нумерация чисел от 1 до 100
|
25
|
Тест № 2
|
Задача
|
30
|
Математический диктант № 3
|
За 1 четверть
|
31
|
Контрольная работа № 2
|
За 1 четверть
|
2 четверть
|
49
|
Математический диктант № 4
|
Устное сложение и вычитание в пределах 100
|
50
|
Контрольная работа № 3
|
Устное сложение и вычитание в пределах 100
|
57
|
Контрольная работа № 4
|
За 1 полугодие
|
58
|
Промежуточная диагностика
Тест № 3
|
За 1 полугодие
|
59
|
Математический диктант № 5
|
За 1 полугодие
|
3 четверть
|
78
|
Математический диктант № 6
|
Письменные приёмы сложения и вычитания
|
79
|
Контрольная работа № 5
|
Письменные приёмы сложения и вычитания
|
88
|
Математический диктант № 7
|
Сложение и вычитание чисел от 1 до 100
|
89
|
Контрольная работа № 6
|
Сложение и вычитание чисел от 1 до 100
|
98
|
Контрольная работа № 7
|
За 3 четверть
|
99
|
Тест № 4
|
За 3 четверть
|
4 четверть
|
100
|
Математический диктант № 8
|
Умножение
|
114
|
Контрольная работа № 8
|
Умножение и деление
|
115
|
Математический диктант № 9
|
Умножение и деление
|
126
|
Контрольная работа № 9
|
Умножение и деление на 2 и 3
|
128
|
Итоговая диагностика
Тест№5
|
Итоговый
|
130
|
Математический диктант №10
|
За год
|
131
|
Контрольная работа № 10
|
За год
|
Рекомендуемая для использования учебно-методическая литература
- Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2012.
2. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика. Методические рекомендации. 2 класс. – М.: Просвещение, 2012.
3. Волкова С.И. Конструирование. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование». – М.: Просвещение, 2012.
4. Волкова С.И. Математика. 2 класс. Устные упражнения. – М.: Просвещение, 2016.
5. Моро М.И. Для тех, кто любит математику. – М.: Просвещение, 2013.
|