Вторник, 30.04.2024, 02:37
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт Смирновой Татьяны Александровны

Наша школа
Эл. журнал
Наш опрос
Вы нашли на сайте полезную информацию?
Всего ответов: 14
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Свобода и ответственность
[ Скачать с сервера (250.3 Kb) ]15.06.2018, 23:48

« Ваш выбор – это выбор, который Вы делаете сами и за который несёте ответственность» А. М. Прихожан.

 

Пояснительная записка.

Методическая разработка урока по учебному предмету ОРКСЭ, модуль «Светская этика», 4 класс.

Тема: «Свобода и ответственность».

Количество часов, предусмотренных для проведения урока – 1

Художественно – педагогическая и нравственная идея:

« Ваш выбор – это выбор, который Вы делаете сами и за который несёте ответственность» А. М. Прихожан.

 

Цель: формирование у детей осознанного отношения к своим поступкам и понимания ответственности за свои действия.

 

Задачи урока:

  1. формировать знания обучающихся о свободе и ответственности, мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении нравственных норм;
  2. раскрыть понятия «свобода», «ответственность», «преднамеренность», «внутренняя обязанность», побудить детей к анализу собственных поступков;
  3. показать связь между свободно выбранным поступком и ответственностью за его последствия;
  4. выйти на размышление о том, что ответственность изменяется с возрастом, зависит от того, какое место в обществе человек занимает на примере президента РФ;
  5. способствовать воспитанию чувства ответственности, путем разбора проблемных ситуаций;

Ход урока

  1. Организационный этап.

Мнемонический диктант:

Свобода, дом, семья, ребенок, забота, поступок, похвала, ответ.

(Дети записывают слова в тетради, проверяют себя с доски. Отмечают свои успехи + - 7-8 слов, – - 4-5 слов, ! – менее 4 слов. Результаты озвучивает ребенок по своему желанию).

У.: - Что объединяет эти слова?

Д.: - …

2. Проверка домашнего задания. (1-2 минуты)

У.: - Какие из перечисленных в диктанте слов вы могли бы использовать, рассказывая про Чернавку из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина?

Д.: - Свобода (выбора), дом, поступок, ответ.

У.: - Перед каким выбором оказалась девушка Чернавка?

Д.: - …

У.: - Как бы на ее месте поступили вы?

Д.: - …

  1. Мотивационный настрой. (3-4 минуты)

У.: - Ребята, посмотрите внимательно на фотографии и подумайте, что здесь происходит.

 http://1.bp.blogspot.com/-fGExpnwmPYE/UMAqGWKc28I/AAAAAAAARbQ/Q8CCy_8u0sA/s400/%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%B42.JPGhttp://3.bp.blogspot.com/-TbHSwfJOByI/UMAqHXXi5BI/AAAAAAAARbU/tKwJx-W7OGI/s400/%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%B43.JPG http://1.bp.blogspot.com/-Coy8d8klCDQ/UMAqIsFYnsI/AAAAAAAARbg/EVK2t-OD3uE/s400/%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%B44.JPG 

Д.: - Человек совершает плохие поступки, не замечает страдания ближнего (отворачивается), нарушает правила

« Ваш выбор – это выбор, который Вы делаете сами и за который несёте ответственность» А. М. Прихожан.

  1. Формулирование темы урока. Постановка целей. (1-2 минуты)

Открываю название темы урока на слайде*.

  1. Этап изучения нового материала (открытие нового знания). (5 минут)

 «Быть человеком – это чувствовать свою ответственность»*(слайд)

Просмотр видео-ролика.

  1. Работа в четверках по учебнику (5 минут)

У.: - Найдите в учебнике, какие существуют условия ответственного поведения.

Впишите эти условия в таблицу (Пишет каждый, помогая при необходимости соседу. Для экономии времени в заготовках пропечатать начальные слова – выделены жирным шрифтом).

Условие ответственного поведения личности

Новое понятие

1

ответственен только за те поступки, которые являются результатом его свободного выбора

 

2

важным условием при оценке ответственности поступка и человека, его совершившего, является преднамеренность

Преднамеренность - когда какой либо поступок совершается сознательно

3

отдавать себе отчёт в последствиях совершаемых действий

 

  1. Физкультминутка (2 минуты)

У.: - Вы ответственные люди? Сейчас проверим. Если вам близко высказывание – совершайте 1-2 прыжка, если вы так не поступаете, или поступаете, но считаете такие действия неправильными – приседайте 1 раз.

- После завтрака с утра

Я посуду мою.

Аккуратными рядами

Блюдца в шкафчик строю.

 

- По утрам свою кровать

Не желаю застилать.

Это может сделать мама –

Добрая, лучшая самая.

 

- Мне конфет сегодня дали

И про фантики сказали:

«Не бросай!». И я не брошу!

Потому что я – хороший.

 

- Валя к вечеру устала –

Целый день в саду гуляла.

По деревьям лазала,

Платье все измазала.

Дома платьице снимала.

«Дайте чистое!» - сказала.

 

- Я цветы в лесу не трону,

Ветки не сломаю.

Мусор после пикника

С собою забираю.

У.: - Соберите воображаемый мусор вокруг себя и мысленно выбросите его в окно. Чисто стало вокруг? А у вас не возникло мысли, что вы что-то делаете не так?

Д.: - Нельзя бросать мусор в окно – это безответственно. Мы загрязняем природу, можем нанести вред тому, кто будет проходить под окном (+другие ответы)

У.: - Молодцы! Продолжим работу по теме урока.

  1. Первичное осмысление и закрепление нового материала. (5-7 минут)

Работа в группах.

                                 Практикум (работа в группах): Слайд *

У.: - Перед вами жизненные ситуация морального выбора.

Какое решение вы примите?

Готовы ли вы взять на себя ответственность? Обсудите в группе

(Дети делятся на тройки, каждая тройка получает карточку с ситуацией)

 

Ситуация 1.

Ситуация 2.

Ситуация 3.

Вы зашли в школьную раздевалку и увидели, как один озорник прячет чужую обувь. При этом вы поняли, что безобразник вас заметил. Каковы будут ваши действия?

Вы видите, что одноклассник на переменке рисует на парте. Как вы поступите?

В школьной столовой ваш одноклассник пытается съесть порцию задержавшегося ученика. Как же поступить?

Ситуация 4.

Ситуация 5.

Ситуация 6.

Во время урока вы увидели, как ваш одноклассник прилепил под парту жвачку. Что вы будете делать?

Вернувшись в класс во время перемены, вы увидели, что ваш друг (или подруга) что-то ищет в сумке вашего одноклассника. Как поступить в этом случае?

Во время перемены дети лакомились конфетами и некоторые бросили фантики под стол. Кто бросил – выяснить не удалось. Что вы предпримите в такой ситуации?

 

Обсуждение после подготовительной работы в тройках.

  1. Подведение итогов.

РАБОТА С ПРИТЧЕЙ (Притча у каждого ребенка на парте. Читает учитель) (4-5 минут)

У.: - Послушайте притчу о короле, который дал свободу своим сыновьям.

Король стал стар и призвал к себе двух сыновей.

  • Сыновья, я назначаю вас правителями двух областей. Покажите, на что вы способны, и я решу, кто будет моим преемником, — сказал правитель двум принцам. Юноши поклонились и разъехались в разные стороны.

Старшему сыну досталась равнинная восточная провинция. Младший сын стал править горной западной провинцией. Прошёл год. Сначала король поехал в гости к старшему сыну. Тот с гордостью показал огромный дворец, а потом провёз короля по стране. Люди всюду убирали урожай. При виде королевских экипажей крестьяне падали лицом на землю и лежали так, пока экипажи не исчезали. В честь короля принц устроил парад. За год он создал дисциплинированную армию. Вечером на пиру певцы и музыканты воспевали короля.

- Видите, отец, какую власть я приобрёл за год! Всё в моей провинции держится на страхе и повиновении, - с гордостью сказал принц.

- Хорошо, теперь я посмотрю, чего достиг младший сын, - ответил король.

В горной провинции короля тоже встретили с почётом. Горцы низко кланялись королевской свите и снова приступали к работе. Они строили дороги и мосты, возили землю на горные склоны и сажали виноградники.

- Извини, отец, если не смог принять тебя достойно. Слишком мало я успел сделать за год для моих подданных, - сказал младший принц королю.

Вскоре король объявил, что назначает своим преемником младшего принца.

- У него нет власти, народ его не боится, он даже армию не создал! -обиженно заявил старший принц.

- Не власть украшает правителя, а ответственность перед людьми, - спокойно объяснил король.

Обсуждение притчи

  1. Рефлексия учебной деятельности
  2. Домашнее задание.
    1. С. 24-25 перечитать, ответить на вопросы.
    2. С.25 – выполнить задания.
    3. Прочитать родителям притчу и обсудить с ними поступок короля.
    4. Раскрасить рисунок-антистресс и на свободном месте попытаться прописать ответственность царя перед своим народом. (Если останется время на уроке, можно начать выполнение 4 задания).
Категория: Мои разработки | Добавил: mamec
Просмотров: 557 | Загрузок: 85 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024