« Ваш выбор – это выбор, который Вы делаете сами и за который несёте ответственность» А. М. Прихожан.
Пояснительная записка.
Методическая разработка урока по учебному предмету ОРКСЭ, модуль «Светская этика», 4 класс.
Тема: «Свобода и ответственность».
Количество часов, предусмотренных для проведения урока – 1
Художественно – педагогическая и нравственная идея:
« Ваш выбор – это выбор, который Вы делаете сами и за который несёте ответственность» А. М. Прихожан.
Цель: формирование у детей осознанного отношения к своим поступкам и понимания ответственности за свои действия.
Задачи урока:
- формировать знания обучающихся о свободе и ответственности, мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении нравственных норм;
- раскрыть понятия «свобода», «ответственность», «преднамеренность», «внутренняя обязанность», побудить детей к анализу собственных поступков;
- показать связь между свободно выбранным поступком и ответственностью за его последствия;
- выйти на размышление о том, что ответственность изменяется с возрастом, зависит от того, какое место в обществе человек занимает на примере президента РФ;
- способствовать воспитанию чувства ответственности, путем разбора проблемных ситуаций;
Ход урока
- Организационный этап.
Мнемонический диктант:
Свобода, дом, семья, ребенок, забота, поступок, похвала, ответ.
(Дети записывают слова в тетради, проверяют себя с доски. Отмечают свои успехи + - 7-8 слов, – - 4-5 слов, ! – менее 4 слов. Результаты озвучивает ребенок по своему желанию).
У.: - Что объединяет эти слова?
Д.: - …
2. Проверка домашнего задания. (1-2 минуты)
У.: - Какие из перечисленных в диктанте слов вы могли бы использовать, рассказывая про Чернавку из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина?
Д.: - Свобода (выбора), дом, поступок, ответ.
У.: - Перед каким выбором оказалась девушка Чернавка?
Д.: - …
У.: - Как бы на ее месте поступили вы?
Д.: - …
- Мотивационный настрой. (3-4 минуты)
У.: - Ребята, посмотрите внимательно на фотографии и подумайте, что здесь происходит.
Д.: - Человек совершает плохие поступки, не замечает страдания ближнего (отворачивается), нарушает правила
« Ваш выбор – это выбор, который Вы делаете сами и за который несёте ответственность» А. М. Прихожан.
- Формулирование темы урока. Постановка целей. (1-2 минуты)
Открываю название темы урока на слайде*.
- Этап изучения нового материала (открытие нового знания). (5 минут)
«Быть человеком – это чувствовать свою ответственность»*(слайд)
Просмотр видео-ролика.
- Работа в четверках по учебнику (5 минут)
У.: - Найдите в учебнике, какие существуют условия ответственного поведения.
Впишите эти условия в таблицу (Пишет каждый, помогая при необходимости соседу. Для экономии времени в заготовках пропечатать начальные слова – выделены жирным шрифтом).
№
|
Условие ответственного поведения личности
|
Новое понятие
|
1
|
ответственен только за те поступки, которые являются результатом его свободного выбора
|
|
2
|
важным условием при оценке ответственности поступка и человека, его совершившего, является преднамеренность
|
Преднамеренность - когда какой либо поступок совершается сознательно
|
3
|
отдавать себе отчёт в последствиях совершаемых действий
|
|
- Физкультминутка (2 минуты)
У.: - Вы ответственные люди? Сейчас проверим. Если вам близко высказывание – совершайте 1-2 прыжка, если вы так не поступаете, или поступаете, но считаете такие действия неправильными – приседайте 1 раз.
- После завтрака с утра
Я посуду мою.
Аккуратными рядами
Блюдца в шкафчик строю.
- По утрам свою кровать
Не желаю застилать.
Это может сделать мама –
Добрая, лучшая самая.
- Мне конфет сегодня дали
И про фантики сказали:
«Не бросай!». И я не брошу!
Потому что я – хороший.
- Валя к вечеру устала –
Целый день в саду гуляла.
По деревьям лазала,
Платье все измазала.
Дома платьице снимала.
«Дайте чистое!» - сказала.
- Я цветы в лесу не трону,
Ветки не сломаю.
Мусор после пикника
С собою забираю.
У.: - Соберите воображаемый мусор вокруг себя и мысленно выбросите его в окно. Чисто стало вокруг? А у вас не возникло мысли, что вы что-то делаете не так?
Д.: - Нельзя бросать мусор в окно – это безответственно. Мы загрязняем природу, можем нанести вред тому, кто будет проходить под окном (+другие ответы)
У.: - Молодцы! Продолжим работу по теме урока.
- Первичное осмысление и закрепление нового материала. (5-7 минут)
Работа в группах.
Практикум (работа в группах): Слайд *
У.: - Перед вами жизненные ситуация морального выбора.
Какое решение вы примите?
Готовы ли вы взять на себя ответственность? Обсудите в группе
(Дети делятся на тройки, каждая тройка получает карточку с ситуацией)
Ситуация 1.
|
Ситуация 2.
|
Ситуация 3.
|
Вы зашли в школьную раздевалку и увидели, как один озорник прячет чужую обувь. При этом вы поняли, что безобразник вас заметил. Каковы будут ваши действия?
|
Вы видите, что одноклассник на переменке рисует на парте. Как вы поступите?
|
В школьной столовой ваш одноклассник пытается съесть порцию задержавшегося ученика. Как же поступить?
|
Ситуация 4.
|
Ситуация 5.
|
Ситуация 6.
|
Во время урока вы увидели, как ваш одноклассник прилепил под парту жвачку. Что вы будете делать?
|
Вернувшись в класс во время перемены, вы увидели, что ваш друг (или подруга) что-то ищет в сумке вашего одноклассника. Как поступить в этом случае?
|
Во время перемены дети лакомились конфетами и некоторые бросили фантики под стол. Кто бросил – выяснить не удалось. Что вы предпримите в такой ситуации?
|
Обсуждение после подготовительной работы в тройках.
- Подведение итогов.
РАБОТА С ПРИТЧЕЙ (Притча у каждого ребенка на парте. Читает учитель) (4-5 минут)
У.: - Послушайте притчу о короле, который дал свободу своим сыновьям.
Король стал стар и призвал к себе двух сыновей.
- Сыновья, я назначаю вас правителями двух областей. Покажите, на что вы способны, и я решу, кто будет моим преемником, — сказал правитель двум принцам. Юноши поклонились и разъехались в разные стороны.
Старшему сыну досталась равнинная восточная провинция. Младший сын стал править горной западной провинцией. Прошёл год. Сначала король поехал в гости к старшему сыну. Тот с гордостью показал огромный дворец, а потом провёз короля по стране. Люди всюду убирали урожай. При виде королевских экипажей крестьяне падали лицом на землю и лежали так, пока экипажи не исчезали. В честь короля принц устроил парад. За год он создал дисциплинированную армию. Вечером на пиру певцы и музыканты воспевали короля.
- Видите, отец, какую власть я приобрёл за год! Всё в моей провинции держится на страхе и повиновении, - с гордостью сказал принц.
- Хорошо, теперь я посмотрю, чего достиг младший сын, - ответил король.
В горной провинции короля тоже встретили с почётом. Горцы низко кланялись королевской свите и снова приступали к работе. Они строили дороги и мосты, возили землю на горные склоны и сажали виноградники.
- Извини, отец, если не смог принять тебя достойно. Слишком мало я успел сделать за год для моих подданных, - сказал младший принц королю.
Вскоре король объявил, что назначает своим преемником младшего принца.
- У него нет власти, народ его не боится, он даже армию не создал! -обиженно заявил старший принц.
- Не власть украшает правителя, а ответственность перед людьми, - спокойно объяснил король.
Обсуждение притчи
- Рефлексия учебной деятельности
- Домашнее задание.
- С. 24-25 перечитать, ответить на вопросы.
- С.25 – выполнить задания.
- Прочитать родителям притчу и обсудить с ними поступок короля.
- Раскрасить рисунок-антистресс и на свободном месте попытаться прописать ответственность царя перед своим народом. (Если останется время на уроке, можно начать выполнение 4 задания).
|