Урок литературного чтения в 3 классе
УМК: «Школа России»
Тема: К.Д. Бальмонт «Золотое слово».
Цель: познакомить детей с биографией и творчеством К.Д. Бальмонта, его произведениями.
Задачи:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- ориентация на достижение успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
- развитие навыков сотрудничества в разных ситуациях;
- формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, уважения, внимательности к окружающим.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
коммуникативных УУД:
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- формирование умения грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме;
- развитие навыков сотрудничества;
регулятивных УУД:
- формирование умения контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм личностной рефлексии.
познавательных УУД:
- формирование навыков работы с текстом;
- формирование умения самостоятельно формулировать выводы;
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- организовать учебную деятельность учащихся по дальнейшему ознакомлению с творчеством и биографией поэта К.Д. Бальмонта;
- создавать условия для видения красоты поэзии, для нахождения учащимися художественных особенностей произведения;
- организовать деятельность по развитию умения вести диалог, монолог.
Оборудование: портрет К.Д. Бальмонта № 42, карточки с текстом для работы в парах, аудиозапись стихотворения; учебник, тетрадь, цветные карандаши.
Формы организации познавательной деятельности: работа в парах, дифференцированная, фронтальная.
Ход урока
- Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Все красиво дружно стали,
Улыбнулись, подравнялись.
Посмотрели на гостей,
Поздоровались прилично,
Чтоб учиться на “отлично”,
Тихо сели за свой стол,
Начинаем разговор…
- Актуализация знаний
Речевая разминка
- Прочитайте стихотворение:
Под ногами в листопад
Листья жёлтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок –
Папа, мама и ребёнок.
- Какие слова придумал автор?
+Шурш, Шуршиха, Шуршонок.
- Для чего?
+ Чтобы услышать шуршание осенних листьев.
- Прочитайте стихотворение медленно; с ускорением, скороговоркой.
Проверка домашнего задания:
Рассказывание отрывка из произведения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
- Мы с вами на каждом занятии шагаем по лестнице вверх в успеху. Выбирая задание для домашней работы, вы изначально готовили себя к определенной оценке. Давайте послушаем чтение наизусть того из вас, кто подготовил домашнее задание на 4.
(характеристика и оценка ответа учениками (1-2))
- А теперь послушаем того, кто готовил чтение на оценку 5.
(характеристика и оценка ответа детьми)
- Самоопределение к деятельности
- Отгадайте загадку
Гостьи к нам пришли: седая,
А за нею – молодая,
Третья ярко расцветает,
А четвертая рыдает.
- Запишите в тетради отгадку, не подсказывая друг другу. (Пишут в тетради).
- Прочитай, Максим, что ты записал.
+ Зима, весна, лето, осень.
- Как думаете, почему именно эту загадку я вам загадала?
+ Вероятно, мы будем читать на уроке произведения про времена года
- Ну что же, тогда очередная загадка. На доске перепутались слова
Констан Бальмтин Дмитриевичонт.
- Прочитайте имя писателя еще раз на странице 173 в учебнике.
- Молодцы! А какую задачу мы поставим перед собой на этом уроке?
+Узнать биографию этого поэта и читать его стихи.
- Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством К.Д. Бальмонта. Будем читать выразительно стихотворение, слушать товарищей, анализировать и находить художественные особенности произведения.
IV. Работа по теме урока.
- Знакомство с личностью поэта.
- Обратите внимание на доску. Перед вами портрет Бальмонта К.Д. Вглядитесь в лицо поэта. Что вы можете сказать об этом человеке по выражению его лица?
+ Серьезный, строгий, задумчивый…
- Да, действительно, на портрете мы видим Константина Дмитриевича именно таким: задумчивым, строгим, спокойным, можно предположить, что в данный момент в его голове рождается новое произведение или он вспоминает какой-то случай из своей жизни.
- Родился Константин Дмитриевич в 1867 году (год записан на доске) в помещичьей семье. Детство он провел в родной усадьбе. Будущий поэт в 5 лет научился читать, подсматривая за старшим братом. Большое влияние на него оказывала мать, высококультурная женщина. Она знала иностранные языки, устраивала литературные вечера в своем доме. Именно она воспитала в нем чувство прекрасного, учила музыке, истории. Отец поэта был человеком тихим добрым, молчаливым, любил природу и охоту. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве глубоко проникся в красоту лесов, полей, болот, лесных речек. Это радостное ощущение детства и родных мест "среди цветов и песнопений" отражено в поэзии Бальмонта. Первое свое стихотворение Бальмонт написал в возрасте 9 лет. Так сложилось, что большую часть жизни Бальмонт провел за границей, где и умер. Там он написал цикл ярких стихотворений, полных тоски по России. Большинство сочинений Константина Дмитриевича связаны с воспоминаниями о Родине, в особенности о родной природе. Строки его стихов напевны, мелодичны. Сейчас вы в этом убедитесь сами.
2. Первичное знакомство со стихотворением «Золотое слово».
- Прочитайте название стихотворения на с.173
- Как вы думаете, о чем будет это стихотворение? + Ответы детей.
- Проверим ваши предположения? Послушайте стихотворение (аудиозапись). Следите по учебнику.
- Понравилось вам стихотворение? + Да.
- Чем? (Варианты ответов)
- О чём это стихотворение? (Варианты ответов).
3. Вторичное чтение стихотворения про себя.
- Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
VI. Продолжение работы по теме.
Работа в паре.
- Перед вами карточки с текстом стихотворения, вам необходимо определить какие художественные приемы использовал автор, и подчеркнуть их в тексте.
- Прежде вспомним, какие художественные приемы нам знакомы.
+ Олицетворение, метафора, эпитеты.
- Как их различить? (Варианты ответов) У вас на карточках есть подсказки. Пользуйтесь ими, выполняя задание.
(На карточках под текстом подсказки:
Олицетворение – приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.
Метафора – это перенос наименования по сходству.
Эпитет - средство речевой выразительности, главное назначение которого: описать значимые свойства объекта, дать ему образную характеристику.)
- Возьмите красный, синий и зеленый карандаши и подчеркните:
Олицетворение – синим
Метафоры – красным
Эпитеты - зелёным
Задание выполняйте в паре, если возникнут разногласия, поднимите руку.
Осень обещала(олицетвориение): "Я озолочу"(метафора).
А зима сказала(олиц): "Как я захочу".
А весна сказала(олиц): "Ну-ка, ну, зима".
И весна настала. Всюду кутерьма.(метафора)
Солнце золотится. Лютик - золотой.(эпитет)
Речка серебрится(эпитет) и шалит водой. (олиц)
Родилась на воле,(олиц)залила луга,
Затопила поле, стёрла берега. (метафора)
Коллективная проверка правильности выполнения.
VII. Анализ стихотворения.
- Подумайте, о чем это стихотворение?
+ Это стихотворение о временах года. Об обещаниях, которые дают Осень, Зима и Весна?
Словарная работа
- Как вы понимаете слово «кутерьма»?
+ Суматоха, беспорядок.
- Запишите значение этого слова к себе в тетрадь.
- Еще встретились непонятные слова? (Устно разбираем).
- Как вы поняли выражение «желтый одуванчик,- будет и седой»?
Работа над выразительностью чтения
- Давайте еще раз прочитаем эти обещания. Постарайтесь передать все чувства, которые они вкладывали в свои слова.
- Какое настроение передает поэт в последней строке?
-Прочитайте выразительно слова-обещания. С какой интонацией будем читать?
+ Немного хвастливой, немного гордой.
- Кто обещал все озолотить?
+Осень.
- Кто все сделал на самом деле?
+ Весна.
- Прочитайте отрывок, в котором поэт дает описание весенней картины.
- Какое слово является главным, повторяется несколько раз в стихотворении?
+Золотой.
- Разве у весны есть золотые краски?
+ Да. Это солнечный свет.
- Солнце-символ поэзии Бальмонта. Это символ весны, лета и даже осени. Оно все освещает, все делает ярким, живым. Солнце и золото для поэта почти одно и тоже.
- Кто же оказался самым сильным среди спорящих?
+ Самой сильной оказалась Весна – она выполнила свои обещания.
- Как вы думаете, почему весна победила? (Варианты ответов).
- Что за помощники есть у весны?
+ Солнце, птицы, цветы.
- Давайте вспомним, как называется стихотворение? Так почему же автор так назвал стихотворение?
- В каком значении употреблены эти слова?
+В переносном.
- Какие слова обычно называют золотыми?
+Слова, которые подтверждаются делом.
– Сказала и сделала весна, ее слова оказалось самым твердым, такое слово можно назвать “золотым”. Так и в жизни, ребята, не зря говорят: «Дал слово – держи его». Золотое слово – это слово, которому человек верен, которое подтвердит действием.
VIII. Итог урока
-Какие чувства вызвало у вас стихотворение “Золотое слово”?
- Вы помните, кто его написал?
- Что вы узнали о жизни и творчестве К. Д. Бальмонта?
IX. Домашнее задание.
1)Дома вы продолжите знакомиться со стихотворениями К.Д. Бальмонта на с. 210 – 211. По желанию одно из стихотворений можно выучить наизусть.
2)Стихотворение «Золотое слово» подготовьте к выразительному чтению. Сделайте иллюстрацию к нему.
X. Рефлексия
Вспомните все, что было сегодня на уроке и подведите итог по шаблону:
Сегодня я узнал…
Сегодня меня порадовало…
Сегодня меня огорчило…
- Подарите друг другу лучики улыбки. Урок окончен.
Карточка:
Осень обещала: "Я озолочу".
А зима сказала: "Как я захочу".
А весна сказала: "Ну-ка, ну, зима".
И весна настала. Всюду кутерьма.
Солнце золотится. Лютик - золотой.
Речка серебрится и шалит водой.
Родилась на воле, залила луга,
Затопила поле, стёрла берега.
Олицетворение – приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.
Метафора – это перенос наименования по сходству, (сравнение).
Эпитет - средство речевой выразительности, главное назначение которого: сделать речь красочной.
|