Пятница, 03.05.2024, 16:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт Смирновой Татьяны Александровны

Наша школа
Эл. журнал
Наш опрос
Вы нашли на сайте полезную информацию?
Всего ответов: 14
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


МБОУ "НИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"

В на­стоящее время особенно актуальны проблемы детей, имеющих нарушения поведе­ния и связанные с ними трудности  в обучении. Такие дети привлекают к себе вни­мание педагогов своей неусидчивостью, невнимательностью, крикливостью, постоянной двигательной активностью. Постоянно возбужденные, непоседливые они мешают одноклассникам выполнять задания учителя, сконцентрироваться на работе по теме урока, постоянно заняты своими делами, их трудно удер­жать на месте, заставить выслушать задание и тем более выполнить его до конца. Они неудоб­ны учителям в силу своей чрезмерной активности и импульсивности. Да и современная система обучения не приспособлена к работе с гиперактивными детьми.

С увеличением количества гиперактивных детей проблема эффективности их обучения ста­новится все более актуальной и обсуждаемой. Если еще не­сколько лет назад в начальных классах гиперак­тивных детей было по 1-2 в классе, то сей­час в эту группу попадает уже около 20-30% уча­щихся. Часто, при всех существующих проблемах поведения, интеллект таких детей сохранен, они могут успешно освоить школьную программу, но для этого требования школьной среды должны соответствовать возможностям ребенка.

Несмотря на то, что проблемой гиперактивности занимаются педагоги, дефектологи, логопеды, психологи, психиатры, в настоящее время среди родителей и некоторых педагогов все еще бытует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая проблема, или результат неправильного воспитания. Порой ребенка, проявляющего излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые сразу причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправданна, так как синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, право, на постановку которого имеет только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, а никак не на основании фиксации излишней двигательной активности ребенка.

 

Диагноз «гиперактивность» ставит невропатолог, у некоторых детей он отмечен в медицинской карте. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью является одной из основных причин нарушений социальной адаптации, а прежде всего школьной дезадаптации. Ведущим звеном в развитии гиперактивности является повреждение лобной коры больших полушарий и подкорковых структур головного мозга, которое проявляется минимальной мозговой дисфункцией.

Опытный педагог в самом начале своей работы с таким ребенком дает рекомендации его родителям. Если диагноз отсутствует, а у ребенка день за днем проявляются признаки гиперактивности, то педагог или психолог может в тактичной форме порекомендовать родителям ребенка обратиться к детскому невропатологу.

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышенная возбудимость. Р. Кэмпбелл к проявлениям гиперактивности также относит расстройство восприятия. Он считает, что повышенная активность способствует проявлению трудностей в учебе и трудностей принятия любви окружающих, а проблемы восприятия проявляются в неадекватном восприятии окружающей среды (букв, слов и т.д.) и родительской любви.

В организации эффективной помощи гиперактивным детям и их родителям большая роль отводится школьному психологу. Но необходимо и участие других школьных специалистов – воспитателей, учителей, логопедов, дефектологов. Выполнение ряда психологических рекомендаций позволяет нормализовать взаимоотношения педагога с «трудным» ребенком и его родителями, помогает ребенку достигать более высоких результатов на занятиях, в учении.

Психолог, совместно с педагогом и родителями, проводит психологическую коррекцию эмоциональной сферы и поведения ребенка. Он может заниматься с ребенком как индивидуально, так и в группе гиперактивных детей по специально разработанной программе. Кроме того, психолог ведет разъяснительную работу с педагогами, совместно с ними разрабатывает стратегию и тактику взаимодействия с каждым гиперактивным ребенком и составляет индивидуальную программу развития такого ребенка. Правильно построенное взаимодействие школьных специалистов может существенно облегчить процесс обучения в школе гиперактивному ребенку.

Обучение детей с СДВГ нужно проводить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, повышая их уровень мотивации и заинтересованности, сводя к минимуму патологические проявления, приводящие к конфликтам в коммуникативной и образовательной сфере.

Проводя психолого-педагогическую коррекцию с детьми данной категории, следует вовлекать не только всех участников образовательного процесса: психолога, учителя, логопеда, дефектолога, но, конечно же, и  членов семьи ребенка. Желательно привлекать родителей (или хотя бы одного из них) к участию в специальных лекториях или тренинге детско-родительских отношений и т. д. Только совместными усилиями можно добиться максимальных результатов в коррекционной работе с гиперактивными школьниками.

 

Библиографический список

1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 96 с.

2. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития : Учеб. пособ. для вузов /Под ред. Пассольта М. - М. : Академия, 2004. - 160 с.

3. Дробинский А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания //

Дефектология. - №1. - 1999. - С.31-36.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь "особому" ребенку.- СПб: Сфера, 1998. - 96 с.

5. Хатеева, О. Г. Комплексное педагогическое сопровождение учебного процесса / О. Г. Хатеева // Открытая школа. - 2011. - № 7. - С. 3 – 7.

6. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. - С., 1997. - 58 с.

Категория: Мои статьи | Добавил: mamec (25.02.2023) | Автор: Смирнова Татьяна Александровна E W
Просмотров: 34 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024