Цель: рассказать учащимся о значении осанки в жизни человека; познакомить с нарушениями осанки и их профилактикой.
Задачи:
- формировать культуру здоровья учащихся, уважительное отношение к своему телу и своему здоровью;
- убедить в важности выполнения рекомендаций взрослых по соблюдению правильной осанки во время занятий;
- познакомить с последствиями неправильной осанки;
- показать возможные упражнения для исправления осанки.
Планируемые результаты:
- дети узнают, что такое правильная осанка;
- узнают о роли осанки в сохранении здоровья;
- познакомятся с упражнениями для поддержания правильной осанки;
- пополнят запас знаний о своем организме и его особенностях;
- будут контролировать осанку свою и одноклассников во время уроков.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Виды учебной деятельности: слушание, рассматривание, чтение, наблюдение, анализ, практическая работа, выполнение физических упражнений по образцу.
Основные понятия: осанка, скелет, сколиоз, ортопед, ростомер.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, плакат «Скелет человека», ростомер, карандаш, карточки для проверки усвоения знаний, гимнастические коврики.
Для удобства парты выставляются по периметру класса таким образом, чтобы в центре оставалось место для выполнения практических заданий.
Ход занятия
- Организационный момент
Нужно спину так держать,
Чтобы ровненько стоять.
Люди смотрят не дыша:
Ох, осанка хороша!
- Ребята, вы часто слышите слова: «Сиди правильно, следи за осанкой». Как вы думаете, что такое осанка?
- Что значит следить за осанкой?
- Вам приятно смотреть на стройного человека? (Слайд 2)
- Конечно, приятно. Он красивый, бодрый, спина ровная, светится здоровьем. А все потому, что у него правильно формируется скелет.
- Что такое скелет? (Ответы детей. Показ скелета – приложение 1)
- А на человека сутулого, у которого одно плечо выше другого, приятно смотреть? (Слайд 2)
2. Открытие новых знаний
- Люди не рождаются с правильной осанкой. Пока ребенок растет, его скелет крепнет, мышцы развиваются, и формируется осанка. До восемнадцати лет происходит рост человека и формирование осанки. Но часто уже в 7 лет появляются первые проблемы: неправильное положение тела ребенка на уроках и неправильный рюкзак школьника приводят к тому, что осанка портится (слайд 3), позвоночник искривляется, появляется сколиоз. Ежедневные многочасовые игры в телефоне и занятия в сидячем положении приводят к различным заболеваниям позвоночника, которые остаются с человеком на всю жизнь. После восемнадцати лет исправить недостатки осанки очень трудно, потому что в детском возрасте между позвонками хрящевая ткань, а потом она заменяется крепкой костной.
Поэтому взрослые вам постоянно говорят: «Не горби спину. Сиди прямо!» (Слайд 4)
- Когда вам так говорят? (Ответы детей)
- Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда и в старшем возрасте не будут мучить боли в спине. Кроме этого, когда нарушена осанка, многие органы могут работать неправильно и от этого добавляются другие заболевания.
- Слышали когда-нибудь как взрослые жалуются на боли в спине? (Ответы детей)
- От чего у них может болеть спина? (Ответы детей)
- Возможно, в детстве они не оказывали должного внимания своей осанке.
3. Практическая часть. Эксперимент с ростомером
- Учёные провели наблюдения и выяснили, что, если человек низкого роста, он может казаться выше. А вот высокий может казаться ниже, чем есть на самом деле.
- Давайте проведем эксперимент и выясним, когда так бывает. (Ребенок встает к ростомеру. Сначала измеряется его рост в обычном для него положении тела в расслабленном состоянии стоя. Затем предлагается встать, прижавшись спиной, ягодицами и пятками к ростомеру. Показания записываются в таблицу – приложение 2. После урока можно измерить рост каждого ребенка с целью уточнения соответствия учебной мебели).
- Скажите, какие результаты мы получили в первый раз? (Рост был ниже, т.к. осанка не была прямой).
- Почему при повторном измерении вы оказались выше ростом? (Соблюдали правильную осанку)
- Как вы думаете, почему у некоторых ребят первое измерение показало такие же результаты, что и второе? (У них правильная осанка)
- Когда же низкий человек может казаться выше? (Когда у него правильная осанка).
4. Продолжение беседы. Нарушение осанки. Эксперимент с дыханием.
- У многих детей возникает нарушение осанки. Это называется сколиозом. (Показ слайда 5). Это значит, что деформирован позвоночник. Найдите у себя позвоночник. Позвоночник – основной стержень тела. Он проходит посредине спины. Это гибкий ствол, составленный из 33 костей-позвонков. К позвоночнику присоединены рёбра. Найдите у себя ребра. Они защищают внутренние органы.
- Сядьте, согнув спину. Сделайте вдох и выдох. А теперь сядьте прямо. Повторите вдох и выдох.
- Когда было легче дышать: когда сидели прямо или согнувшись? (Ответы детей)
- Как думаете, почему? (Ответы детей)
- Когда позвоночник деформируется, мы говорим, что у ребенка начинается сколиоз. Чаще всего это происходит в 8-10 лет, иногда раньше. Лечится долго. Нужно длительное время посещать врача, проходить всевозможные медицинские процедуры, в сложных случаях приходится лечь в больницу на лечение.
- Ребята, как вы думаете, почему появляется сколиоз? (Ответы детей)
- Определите, у кого из детей на слайде может быть сколиоз. Почему? (Ответы детей)
- Может ребёнок сам сформировать правильную осанку или, наоборот, деформировать ее? (Ответы детей)
-Поэтому лучше всего научиться следить за своей осанкой и предупреждать все отклонения.
- Есть несколько способов, которые нам помогут предупредить сколиоз и другие проблемы со здоровьем. Один из них вам очень хорошо знаком. Это … (Физкультминутка!)
5. ФИЗМИНУТКА (Видео-сопровождение – слайд 7)
6. Правила для поддержания правильной осанки (Слайд 8)
- Посмотрите на слайд и скажите, что нужно делать, чтобы формировать у себя правильную осанку.
* Правильно сидеть за партой, не горбиться.
* Носить школьные вещи в ранце за спиной. Много вещей не брать.
* Спать на жёсткой постели с невысокой подушкой.
* Каждый день смотреть на себя в зеркало, оценивать свою осанку.
* Выполнять зарядку, физкультминутку.
- Мы сейчас назвали правила, при соблюдении которых можно сохранить правильную осанку.
- А как оценить свою осанку? Поднимите руку, кто знает. (Дети предлагают варианты оценивания осанки)
- Для этого нужно встать к стене так, чтобы голова, плечи, ягодицы, голени и пятки касались ее поверхности (показ у стены), и просунуть руку между спиной и стеной. Если проходит ладонь – осанка правильная, если кулак – неправильная. Но самый лучший способ проверить осанку – сходить к врачу – ортопеду. (Слайд 9)
- Сделайте вывод по фотографии, чем занимается ортопед. (Ответы детей)
- Посещать ортопеда школьнику необходимо не реже двух раз в год. Поднимите руку, кто посещал ортопеда?
- И, конечно же, ортопед обязательно посоветует заниматься утренней зарядкой. А если есть сколиоз, то даст памятку со специальным комплексом упражнений. Мы с вами тоже сейчас проведем оздоровительную минутку и постараемся запомнить упражнения для укрепления осанки. Снимите обувь, встаньте на коврики.
7. Оздоровительная минутка
(Слайд 10 - видеоролик «5упражнений для укрепления осанки». ) 2 минуты
8. Рефлексия
- Покажите на рисунке правильную осанку. (Слайд 11)
- Как называется нарушение осанки?
- Покажите нарушение осанки на слайде. (Слайд 11)
- Выполните в парах задание на карточке. (Приложение 3)
(Карточка для определения уровня усвоения материала выдается для парной работы. Учитель предварительно прочитывает каждое задание.)
9. Итог занятия
- Ребята, изобразите на лице смайлик («улыбка», «спокойное выражение», «грусть»), чтобы мне было понятно, как вы оцениваете свою работу на уроке.
- Давайте договоримся соблюдать правильную осанку, чтобы быть здоровым, сильным, крепким; помогать друг другу - подсказывать, если сосед по парте сидит неправильно. И, конечно, не обижаться на замечания.
Будьте здоровы и красивы!
Список литературы:
- Интернет-ресурсы: иллюстративный материал, видео-ролики (физкультминутка -https://www.youtube.com/watch?time_continue=16&v=sxE47zDalL0 , оздоровительная минутка - https://www.youtube.com/watch?v=3Bgh4RYDag4)
- Климова И.И. Мастерская учителя: уроки здоровья. Конспекты уроков для 1 класса. Учебно-методическое пособие. - М.: УЦ “Перспектива”, 2009
- Лободина Н.В., Чурилова Т.Н. Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2015
- Неусыпова Н.М., Милованов М.А. Секреты здоровья. Пособие для учащихся начальных классов, Кострома, 1994
|