Конспект урока русского языка.
Тема: Правописание возвратных глаголов.
Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить с правилом правописания -тся и -ться в возвратных глаголах.
Формируемые УУД:
познавательные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство;
коммуникативные — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
регулятивные — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
личностные — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Планируемые результаты:
Личностные:
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;
Предметные:
- способность контролировать свои действия;
- познакомить детей с особенностями возвратных глаголов.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, плакат «Правописание возвратных глаголов», тетради, учебник «Русский язык», рабочая тетрадь на печатной основе, карточки с дополнительными заданиями, оценочная карта.
Ход урока
I. Организационный момент (1 минута)
II. Проверка домашнего задания (5 минут)
— Откройте тетради. Прочитайте словосочетания, которые вы записали.
— От какого из выделенных глаголов можно образовать три формы времени? (Хвалиться)
— От какого глагола можно образовать только две формы времени? (Извиниться)
—Проверьте, правильно ли вы определили падеж имен существительных. (Слайд)
— Что вы заметили на слайде? (Показано как произносятся возвратные глаголы. Допущена ошибка в определении падежа.)
— Как вы записали возвратные глаголы? (с –ться, с мягким знаком перед -ся).
Т.е. возвратные глаголы пишутся не так, как произносятся?
— В какой форме употреблены возвратные глаголы в словосочетании? (В неопределенной)
— Ребята, посмотрите, все ли глаголы в неопределенной форме вы написали с мягким знаком перед -ся?
— Молодцы!
III. Самоопределение к деятельности (5 минут)
— Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. Грамоте учиться — всегда пригодится.
— Назовите возвратные глаголы. (Учиться, пригодится.)
— Сравните их. Что вы заметили? (Учиться пишется с мягким знаком, а пригодится— без мягкого знака.)
— Как это можно объяснить? (Возвратные глаголы пишутся по-разному. Если глагол отвечает на вопрос что делать? (т.е. н.ф.) – пишется мягкий знак. Если глагол отвечает на вопрос что сделает? (т.е. 3 лицо) – мягкий знак не пишется).
— Сформулируйте тему урока. (Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах.)
— Какую цель мы поставим на сегодняшний урок?
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 216 (с. 104). (3 минуты)
(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)
— На какой вопрос отвечает каждый глагол?
— В какой форме глагол оканчивается на –ться, а в какой на –тся?
— Сделайте вывод. (Глаголы в неопределенной форме оканчиваются на –ться, а в форме третьего лица – на –тся).
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— По каким двум признакам можно определить, какое буквосочетание нужно писать в глаголе? (По вопросу и по форме: неопределенной или 3 лица).
— У нас есть плакат-помощник и карточки, которые помогут запомнить правило.
Упр. 217 (с. 104). (5-7 минут) Коллективная работа
— Прочитайте на карточке загадку. Назовите отгадку. (Коромысло.)
КОРОМЫСЛО – словарное слово, написание его нужно запомнить.
— Что такое коромысло?
— Составьте предложение по фото на слайде. (Бабушка несет ведра на коромысле.)
— Запишите предложение. Выполните синтаксический разбор предложения. (Простое, распространенное, повествовательное, невосклицательное).
— В этом предложении есть возвратные глаголы? (Нет. Показатель возвратного глагола суффикс –ся. Здесь его нет).
— Вернемся к тексту упражнения 217. Прочитайте про себя еще раз. Назовите возвратные глаголы. (Купаться, купается, валяется). Объясните их написание. (Купаться – неопределенная форма глагола, отвечает на вопрос что делать?, пишется с мягким знаком перед – ся. Купаются – форма 3 лица, отвечает на вопрос что делают?, пишется без мягкого знака перед –ся.)
— Найдите имя существительное с выделенным буквосочетанием. Сравните написание и произношение выделенных буквосочетаний в глаголах и в имени существительном. Что вы можете сказать? (В имени существительном написание и произношение совпадают, а в глаголах нет.)
— Какой можно сделать вывод? (Правописание –тся и –ться в глаголах является орфограммой.)
— Проверьте себя. Прочитайте сведения о языке на с. 105.
— Выполните самостоятельно письменное задание к упражнению. Выполните разбор глагола повисли по составу. МАКСИМ с пояснением у доски.
VI. Физкультминутка (2 минуты)
— Пришло время проверить себя на внимательность, а заодно размяться.
— Я называю глаголы. Если назвала возвратный глагол – вы топаете, не возвратный – хлопаете. Если вам сложно определить – пожимаете плечами, но пожимать плечами можно только в крайнем случае.
— Какой показатель возвратного глагола мы знаем? (суффикс –ся или –сь).
Вскарабкаться, примчаться, уйти, выскочить, смеяться, убирал, убирался, умывался, умывал, учится.
VII. Продолжение работы по теме урока
— Вспомните глаголы, которые я называла. (Глаголы можно написать на откидной доске.) Какие из них соответствуют теме урока? Почему? (нужно не ошибиться в написании -тся)
Упр. 218 (с. 105). (5 минут)
— Прочитайте глаголы в неопределённой форме. Назовите показатель неопределённой формы. (Суффикс -ть.)
Поэтому в возвратных глаголах неопределённой формы перед -ся пишется мягкий знак.
— Назовите показатель глаголов 2-го лица единственного числа
(Окончание –ешь или -ишь.)
Поэтому в возвратных глаголах 2-го лица единственного числа перед -ся пишется мягкий знак.
— Назовите показатель глаголов 3-го лица. (Окончание –ет или -ит.)
Поэтому в возвратных глаголах 3-го лица единственного числа перед -ся не пишется мягкий знак.
— Выполните письменное задание к упражнению.
(Ученик работает на откидной доске. Проверка. Учащийся у доски объясняет написание глаголов. Самооценка.)
Работа в паре. (3-5 минут)
- Откройте рабочую тетрадь на печатной основе на с. 61, выполните упр. 139.
Самопроверка по слайду
— Объясните выбор написания возвратных глаголов.
С. 60 упр. 137, 138, с. 61, упр. 140, (резерв)
VIII. Рефлексия (3-5 минут)
Работа по карточкам
— Вставьте мягкий знак, где это необходимо.
Вставьте мягкий знак там, где это необходимо.
|
1) Слухами земля полнит..ся. 2) Упасть — не беда, беда — не подняться. 3) Друзья познают..ся в беде. 4) Лучше оступит..ся, чем оговорит..ся. 5) Как аукнет..ся, так и откликнет..ся.
|
Кол-во ошибок:
|
Взаимопроверка.
- Оцените свою работу на уроке. Заполните оценочную карточку.
Оценочная карточка _______________________________________
Фамилия, имя, отчество
|
1
|
Мне все понятно. У меня все получилось.
|
|
2
|
Я понял, как писать возвратные глаголы, но еще допускаю ошибки. (Укажи какие).
|
|
3
|
Я ничего не понял. У меня много ошибок. (Укажи какие).
|
|
IX. Подведение итогов урока
Итоговый вопрос
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Когда в глаголах пишется -ться, а когда —тся!
Домашнее задание
- Упр. 219 (с. 105), 2) упр. 220 (105), с. 104 выучить правило.
Список литературы
-
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Большой толковый словарь. Том 2. Е-Л https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/89730
- Интернет ресурсы: иллюстративный материал, шаблон к презентации.
|